Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфолио обучающихся среднего общего образования, как инструменты динамики образовательных достижений в МБОУ «Дульдургинская СОШ»
Показатель динамики образовательных достижений — один из основных показателей в оценке образовательных достижений. Положительная динамика образовательных достижений — важнейшее основание для принятия решения об эффективности учебного процесса, работы учителя или школы, системы образования в целом.
Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных), основными составляющими которой являются материалы стартовой диагностики и материалы, фиксирующие текущие и промежуточные учебные и личностные достижения, позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать как динамику формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием.
Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителем-предметником и фиксируется с помощью оценочных листов, классных журналов, дневников учащихся на бумажных или электронных носителях.
Одним из видов внутришкольного контроля является зачетная система, которая проводится в конце полугодия в 10 – 11 классах.
Отдельные элементы из системы внутришкольного мониторинга включены в портфель достижений ученика. Основными целями такого включения служат:
- педагогические показания, связанные с необходимостью стимулировать и/или поддерживать учебную мотивацию обучающихся, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности, способствовать становлению избирательности познавательных интересов, повышать статус ученика (например, в детском коллективе, в семье);
- соображения, связанные с возможным использованием учащимися портфеля достижений при выборе направления профильного образования.
Портфель достижений допускает такое использование, поскольку, как показывает опыт, он может быть отнесён к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.).
Рабочее Портфолио ученика (портфолио процесса и развития): коллекция работ, которая демонстрирует прогресс (продвижение) учащегося в какой-либо сфере
- является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
- реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся, а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
- предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей (законных представителей) в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и реалистичного прогнозирования.
Рабочий Портфолио представляет собой
аудио-, видеозаписи;
фотографии;
электронные версии работ;
результаты практической деятельности;
результаты экзаменов, тестирования;
информация об общественно-полезной деятельности (на всех уровнях);
оформленные листы-бланки:
a) «Творческие, исследовательские, проектные и другие работы»;
б) «Зачетный лист посещенных элективных курсов»;
в) «Посещение кружков, секций, студий и других объединений системы дополнительного образования»;
сведения о награждении и поощрении;
список изученных литературных текстов (художественных произведений);
индивидуальный учебный план.
Еще один раздел портфолио индивидуальных образовательных достижений учащихся: Показательное портфолио (портфолио достижений)
- оформленный бланк «Перечень моих достижений»;
- лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и педагогом; исследовательские проекты, статьи, творческие работы и др.;
- грамоты, дипломы, демонстрирующие высокую результативность в той или иной области деятельности;
- характеристика;
- информация, подтверждающая личную учебную инициативу: курсы, тренинги, трудовой опыт; самостоятельность работы;
- карта краткосрочных и долгосрочных планов образования и карьеры.
Портфолио, как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации;
наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.
Преимущества рабочего Портфолио, как метода оценивания достижений учащихся, в том, что происходит фокусировка на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
В состав портфолио достижений могут включаться результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей, как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами, в том числе результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, различные творческие работы, поделки и др.
Учитывая основные педагогические задачи основного общего образования и основную область использования портфеля достижений подростков, в его состав целесообразно включать работы, демонстрирующие динамику:
- становления устойчивых познавательных интересов обучающихся, в том числе сопровождающего успехами в различных учебных предметах;
- формирования способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности.
Школа использует портфолио индивидуальных образовательных достижений учащихся в рамках системы внутренней оценки. Отбор работ для портфеля достижений ведётся самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфель достижений без согласия обучающегося не допускается.
Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к среднему (полному) общему образованию
На итоговую оценку на ступени среднего общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов среднего общего образования.
Итоговая оценка выпускника формируется на основе:
- результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;
- оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;
- оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;
- оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (далее — ГИА).
При этом результаты внутришкольного мониторинга характеризуют выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы, индивидуальный проект и работы, выносимые на ГИА, характеризуют уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по изучаемым предметам, а также уровень овладения метапредметными действиями.
На основании этих оценок делаются выводы о достижении планируемых результатов (на базовом или углубленном уровне) по каждому учебному предмету, а также об овладении обучающимся основными познавательными, регулятивными и коммуникативными действиями и приобретении способности к проектированию и осуществлению целесообразной и результативной деятельности.
Педагогический совет школы на основе выводов, сделанных классными руководителями и учителями отдельных предметов по каждому выпускнику, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы среднего общего образования и выдачи документа государственного образца об уровне образования — аттестата о среднем (полном) общем образовании.
В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования – аттестата о среднем (полном) общем образовании принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.
Решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования — аттестата о среднем (полном) общем образовании принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, с учётом которой осуществляется приём в профильные классы старшей школы. В характеристике обучающегося:
- отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;
- даются педагогические рекомендации к выбору направлений профильного образования с учётом выбора, сделанного выпускником, а также с учётом успехов и проблем обучающегося.
Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами мониторинга образовательных достижений и другими объективными показателями.
Оценка результатов деятельности МБОУ ДСОШ
Оценка результатов деятельности МБОУ ДСОШ осуществляется в ходе его аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения ООП СОО с учётом:
• результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);
• условий реализации ООП СОО;
• особенностей контингента обучающихся.
Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность образовательных учреждений и педагогов и, в частности, отслеживание динамики образовательных достижений выпускников средней школы.
|